Эта служба и опасна и трудна (Газета «Пульс Осетии» №26, июль 2018)

К 82-й годовщине ГАИ-ГИБДД
Немного об истории рождения и создания этой воистину народной структуры в правоохранительной системе СССР-России.
Официальной датой образования ГАИ МВД СССР является 3 июля 1936 г. Однако этой дате предшествовали очень значимые и важные события, которые заложили основу Госавтоинспекции. Вот некоторые из них.
В 1917-21 гг. основными функциями милиции являлись борьба с бандитизмом, охрана государственных учреждений,  заводов и фабрик, обеспечение в принудительном порядке сдачи государству излишков сельскохозяйственной продукции. И именно в эти годы начали осуществляться и исполняться функции и обязанности по надзору за обеспечением порядка на дорогах и улицах.
10 июня 1920 года СНК принял Декрет «Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям», содержание которого легло в основу уличного и дорожного движения во многих городах России.
Примерно до 1928 г. обязанности милиции росли большими темпами. Рост автомобилизации страны, увеличение плотности населения и улично-дорожной сети, отсутствие опыта и недисциплинированность водителей, извозчиков гужевого транспорта резко обострили и осложнили обеспечение безопасности дорожного движения (ОБДД).
В этой связи на постовых милиционеров стало возлагаться все больше  обязанностей по контролю и надзору за соблюдением правил движения. Именно в начале 1920-х гг., а если точнее 29.11.1922 г. в соответствии с приказом №546 и появился в России жезл, который имел красный цвет и желтую ручку. А помещался он в кожаный чехол и носился на поясном ремне спереди, с левой стороны.
В декабре 1930 г. в Москве заработал первый электрический трехцветный светофор. Какие это были цвета, думается, лишний раз не стоит напоминать (красный, желтый и зеленый). И почему именно красный цвет обрел функцию «запрещающего» знака и цвета всем известно.
В сентябре 1931 г. в составе управлений милиции были образованы отделы регулирования уличного движения (ОРУД-ы). В подчинение этим отделам передавались строевые подразделения милиционеров-регулировщиков (отряды, дивизионы, взводы).
Кроме надзорных функций в обязанности этих подразделений входила пропаганда и агитация, то есть профилактика БДД среди населения, водителей, извозчиков, пеших граждан. Совершенствовалась организация дорожного движения. ДТП подвергались учету и анализу. Эти меры значительно повысили эффективность ОБДД.
Декабрь 1934 г. – это наиболее точная дата образования ГАИ. Но только 3 марта 1936 года ГАИ вошла в состав ГУРКМ НКВД СССР, то есть стала настоящей милицией. Уже тогда основными ее функциями стали: борьба с авариями и хищническим использованием транспорта, наблюдение за подготовкой и выпуском на дороги воспитанных шоферских кадров, разработка технических норм и измерителей, как количества транспортных средств, так и эксплуатационной техники.
И только 3 июля 1936 г. стало новой датой образования ГAИ, когда СНК СССР своим постановлением №1182 утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции.
Именно с этого периода и началась работа по созданию нормативно-правовой базы и основ ГАИ. А именно: были разработаны правила по выдаче шоферских документов и учету водительских кадров, правила по учету автопарка, инструкция о правилах проведения технических осмотров автомобилей и прицепов к ним.
Интересно будет довести до вас, что для регулирования дорожного движения жезлы черно-белого цвета стали применять по истечении трехлетнего срока, то есть в 1939 г.
В середине 1950-х годов в АТП вводятся должности инженеров по безопасности движения, которые, к сожалению, сегодня или ликвидированы, или бездействуют.
В этот же период МВД РСФСР утверждает Положение о сотрудниках милиции, которые  внесли неоценимый вклад в ОБДД. К сожалению, сегодня этих внештатников уже не стало.
15 июня 1998 г. Указом Президента РФ № 711 «О дополнительных мерах по ОБДД»  ГАИ переименовано в ГИБДД МВД РФ.
ГИБДД сегодня специальный орган, осуществляющий контрольные, надзорные и разрешительные функции в ОБДД. Статус этой структуры повышен до уровня министерств и ведомств, что усилило и подняло ее престиж и авторитет.
Главная задача ГИБДД-ОБДД – защита законных прав и интересов УДД, обеспечение общественного порядка, общественной безопасности.
С этими задачами наиболее ярко и эффективно сотрудники ГАИ справились во время ВОВ, принимая непосредственное участие в боевых операциях и в мероприятиях по мобилизации транспортных средств для нужд армии: помогали транспортным предприятиям, регулировали дорожное движение, осуществляли контроль за подготовкой водительских кадров. Более того, тушили пожары, спасали людей из под обломков зданий, предприятий, учреждений, выявляли диверсантов и предателей Родины.
ГАИ – одна из тех структур правоохранительных органов, которая заслужила благодарность людей.
Именно эта служба непосредственно и теснейшим образом связана с народом. Десятки, сотни, тысячи спасенных жизней, еще большее количество граждан, спасенных от инвалидной коляски.
Сегодня немало «добродетелей» вокруг, которые хотят взорвать мост, который объединяет ГАИ и народ. Не получится у них ничего. Потому что альтернативы единству и сплоченности ГАИ и людей нет. И связи эти будут укрепляться. Необходимо, чтобы в ГАИ были налажены эффективная деятельность и взаимодействие со всеми общественными структурами и движениями, которые представляют граждан республики. Общественный совет ГАИ МВД, о котором люди практически ничего не знают, должен заявить о себе в полный голос. Это тот орган, который обязан наводить мосты, устранять левые, липовые и грязные обвинения в адрес ГАИ, поднимать авторитет службы, ДПС, т. е. сотрудников, которые ежедневно, ежечасно, ежеминутно работают и днем, и ночью без выходных и праздничных дней, работают и обеспечивают безопасность республики.
Не верьте тем болтунам и «ораторам» в кавычках, которые во всех грехах привыкли обвинять ГАИ, в т. ч. в коррумпированности. Никогда, ни 82 года назад, ни сегодня обвинять в коррупции эту службу не стоит. Это большой грех. И если кто-то и оступается, то это зараза, которая внедряется осознанно в ваши ряды, службу, чтобы скрывать свои собственные грехи. Ни один из этих горе-обвинителей на административной границе службу не несет, не рискует жизнью и здоровьем. Из-за высоких заборов удобно и безопасно каркать, горланить. Необходимо быть выше них, не опускаться до их уровня.
Крепкого здоровья, благополучия в ваших семьях, безопасных дорог и маршрутов, терпения вашим самым родным и близким, ради которых вы все несете нелегкую службу. Желаю вам сплоченности, единства. В этом и ваша и наша сила.
Мира и спокойствия на нашей земле!

Виталий Губаев
от имени ветеранов ГАИ МВД
РСО-Алания

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: