О науке и научных исследованиях (Газета “Пульс Осетии” № 5 от 05.02.2019 г.)

К наступающему дню науки будет уместно разъяснить ряд важных характеристик, которые касаются проблематики формирования знаний о науке и научных исследованиях, являющаяся реальной и требующая к себе разностороннего внимания. Цели и задачи в таком аспекте определяются возрастающим значением, не только необходимостью раскрытия содержательных представлений о том, что есть наука и научные исследования (познавательный интерес), но и прагматикой, т. е. практической ценностью понимания ее роли. Сошлюсь на оценку, данную науке академиком Н. И. Вавиловым.
«Наука не власть, но она больше, чем власть. Она – истина. И она должна пронизывать и власть, и мораль, и нравственность…»

О сущностных характеристиках науки и научных исследований
Терминологически науку в основном определяют как сферу человеческой деятельности, направленную на поиск, выработку (разработку) и систематизацию знаний об объективной действительности, которая окружает человека и в которой он (человек, а шире – человечество) живет. В принципе такой подход к определению науки оправдан, так как охватывает основополагающую ее сущностную характеристику: познание объективной реальности и выработку знаний в этой связи. Однако полагаем, что есть целесообразность неограничения таким терминологическим объяснением всей полноты содержательного истолкования понятия наука. В нашем представлении понятийный подход к определению науки шире и разностороннее позволяет уточнять ее содержательные характеристики. В таком контексте нами делается общий вывод: не следует ограничивать одним определением содержание понятия наука. Таких определений может быть множество (сотни) и каждое из них будет отражать специфику подхода к объяснению того, что есть наука.
В ходе длительного изучения проблематики науки нами были выработаны различные ее понятийные определения и среди них выделим следующие.
Во-первых, наука есть определенная форма умственной деятельности человека, направленная на разработку специфических знаний об объективной жизненной реальности. В таком определении важно не только фиксирование на умственной, т. е. мыслительной деятельности, что объективизируется сформированностью новых знаний, ранее неизвестных человечеству (наука и научные знания по своей природе интернациональны). Существенен акцент на том, что знания, которые формулирует наука, добываются специальными методами и таким образом становятся достоянием общества.
Во-вторых, наука есть форма сознательного изучения окружающей действительности человеком. В таком аспекте важно учитывать, что наука является специфическим родом знаний, направленным на изучение отдельных объектов, но одновременно же и фрагментов человеческой жизни. Человек и без научного исследования познает жизненную среду и ее развивающиеся обстоятельства, процессы и т. д., но наука стремится выразить их соответствующими терминами, понятиями, категориями, содержательно отражающими обобщенные знания. Научные знания являются обобщенными и характеризуются новизной в реальной жизненной практике, а также обоснованной достоверностью. Достоверность научных знаний проверяет практика и это существенно.
В-третьих, весьма важно, что наука формирует новые знания о природе, обществе и мышлении человека. Определение того, что есть наука, будет неполным, если не учитывать единство указанных сторон ее характеристики. Процесс приобретения научных знаний о природе, обществе не может иметь место без мыслительной деятельности. Человеку даны способности это делать через мозг. Мозг человека обладает способностями воспринимать реальную действительность и анализировать не только ее состояние, но возможности развития. Наука – долговременный процесс мозгового-мыслительного осмысливания всего, что происходит в природе и обществе. В таком процессе находится место и самому человеку, который одновременно является частичкой естественной природы и общества людей.
Разумеется, не всякое умозаключение есть наука. Это может происходить в форме различных суждений, оценок, рассуждений и т. д., но научными становятся знания, имеющие аргументацию на основе предметной доказательной базы. Специфика научных знаний в том и состоит, что она базируется на системных аргументах, включающих в свой состав наиболее значимые основания для познания сущности исследуемого (изучаемого) объекта, с одновременным учетом форм предмета его проявления. Наука конкретизирует здравый познавательный смысл об объектах и предметах, но в обобщенном виде, тем самым проникая глубже в объяснение сущности явлений, фиксируемых человеком. На такой основе наука формирует обобщенные знания о реальной действительности в форме научно аргументированных положений, выводов и рекомендаций.
Естественно, наука не претендует на разрыв связей между обыденными знаниями и научными. С точки зрения познавательного интереса человека и обыденные знания имеют ценность. Цель обыденных знаний и научных – одна, но порядок формирования и достижения результатов – разные. Научные знания, научный опыт, безусловно, формируются на основе здравого смысла, т. е. все берется от него. В тоже время надо в полной мере учитывать, что наука, как процесс познания, как правило, направлен на разработку и реализацию нововведений в области развития природы, общества и человека. Наука, будучи специфической формой деятельности человека, систематически объясняет происходящие явления. Вырабатывая новые знания, наука систематизирует и ранее добытые знания. Таков процесс ее собственного развития. Системность вырабатываемых знаний позволяет раскрывать сущность явлений, процессов, тенденций, закономерностей и законов. Это исключительно важно и значимо, в том числе, с позиций сознательного предвидения результатов развития природы, общества и человека.
Конечно, науку можно характеризовать и с позиции воплощения в жизнь людей ею добываемых результатов. Здесь, однако, следует подчеркнуть, что результаты науки могут фиксироваться самым разнообразным образом. Научные открытия, т. е. выработка новых знаний, которые ранее не были известны человечеству, делаются в разных областях знаний и это подтверждает развитие человеческих способностей в мышлении, в умственной деятельности. Не всякая умственная деятельность есть наука, и это правда. Но надо согласиться с тем, что научный познавательный процесс не может иметь место без системной умственной деятельности. Исторически обособление сферы самостоятельной научной деятельности произошло в результате отделения умственного труда от физического.

Научные исследования: концептуальные основы, классификация, методы проведения, результативность
Содержание термина научные исследования определяется выбором объекта и предмета. Это значит, что научное исследование всегда будет иметь направленность на процесс познания определенного объекта, но с позиции предмета, который предстоит раскрыть с разных сторон. Безусловно, исследователь (один человек или группа) должен обосновать реальность проблемы, которая подлежит исследованию, а следом и тему, представляющую актуальность для науки и практики. Обычно это делается через уточнение степени изученности темы, ее разработанности как в теоретическом, так и практическом вариантах.
Цель и задачи конкретного исследования соответствующей темы (в определенной области научного познания) не могут быть аргументированно и системно определены, если нет для этого достаточной информации и оснований. В организации научных исследований и в самих научных исследованиях всегда есть опасность проведения их, с недостаточной информироанностью о ранее добытых знаниях по выбранной теме. В таком случае будет получаться исследование ради исследования, но не более. Принципиально важно подходить к цели и исследовательским задачам по их реальной актуальности и степени разработанности темы. Научные исследования, не преследующие получение новых знаний об объекте и предмете, не имеют ценности и значимости. Они, как правило, «бесплодны» для конкретных областей науки и практики.
Концептуальная основа научных исследований определяется их целями нахождения новых знаний. Достижение таких целей должно опираться на получение и разработку новых знаний в рамках исследуемой темы. Исследователи выдвигают научные идеи, обосновывают и создают теории, в которых излагают соответствующие объяснения природы тех или других явлений, дают им аналитическую оценку, в том числе путем системной обработки информации и даже опровержений ранее существующих представлений об исследуемых объектах и предметах. Как правило, объект и предмет исследования связаны между собой: объект содержит в себе предмет исследования и это чрезвычайно важно учитывать.
Нами было отмечено, что научные исследования бесценны, если нет реальных для этого проблем. В таком контексте необходимо иметь в виду, что для проведения любого исследования требуется организация поиска информации. При этом источники информации должны быть достоверными, а в последующем требуют соответствующей обработки. Источники информации, ее содержание, достоверность, логичность, поточность и системность – важнейшие слагаемые для проведения актуального научного исследования.
Функцией научных исследований является получение результатов, характеризующихся новизной. Однако надо иметь в виду, что отмечаются не только методы получения новых результатов, но и последние (результаты). Разработка и сформированность новых знаний происходит по-разному. В разных сферах научно-исследовательской деятельности знания вырабатываются, и это становится прямым результатом, полученным исследователями. В тоже время возникает и проблематика дальнейшей систематизации полученных результатов на основе их теоретического осмысления с позиции внедрения и освоения в реальной практике. Часто существует неразрывная связь между научными исследованиями (их результатами) и опытно-конструкторскими разработками. Как правило, вместе они составляют определенную совокупность результатов, являющихся, в основном, производством техники, технологий, продукции. Естественно, еще раньше сопрягаются научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
В системной характеристике научных исследований и их конечной результативности важен учет классификационных признаков самих исследований. По видам научные исследования классифицируются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные, в свою очередь, бывают теоретические, ориентированные на получение фундаментальных знаний, т. е. базовых, открывающих новые законы и т. д. И фундаментальные, отличающиеся широтой охвата проблем на стыке различных наук: физика, химия, биология и др. Безусловно, сроки проведения фундаментальных исследований, методы, способы и целевая ориентированность имеют свою специфику. Кроме того важен и тот аспект, который связан с необходимостью проведения в длительном цикле экспериментов, на основе которых проверяют различные гипотезы, теории и даже методы.
Прикладные научные исследования изначально ориентируются на практическое решение актуальных проблем. Не следует в такой направленности прикладных исследований игнорировать вопросы получения новых знаний (имеется расширенная основа такой необходимости на уровне конкретно решаемых задач), но целевая постановка научно-исследовательских задач прикладного характера обязательно включает необходимость учета практического применения получаемых результатов. Это, как нам представляется, касается всех сфер научно-исследовательской деятельности, но в разной степени востребованности. Максимальное, целесообразное и экономически эффективное использование на практике результатов научных исследований является общеустановленной задачей, и в абсолютном большинстве случаев оно оправдано. В научном исследовательском процессе, как правило, присутствует и наблюдается собственно познавательный интерес исследователей. Этого не следует исключать, но в целом прагматико-практические цели и их реализация являются базовой основой той оправданности и значимости, которую имеют результаты научных исследований. В таком контексте исходить надо не только из затратной основы проведения научных исследований, но и тех ожиданий (по возможности), которые общество имеет от науки.
Конечно, сама же наука может раскрывать особенности оценки результатов научных исследований, формировать подходы к оценке их и т. д. Это важная задача и она касается не только экономики, но и социальной практики. Чрезвычайно важно классифицировать как сами научные исследования, так и их результаты по степени важности, целевому назначению, приоритетности, перспективности, срокам исполнения, объемам материальных и финансовых затрат, количеству занятости исследователей и т. д. Все значимо и подлежит соответствующему изучению и практическому учету для принятия решений, определяющих исследовательские задачи.
Ни один вопрос, касающийся исследовательских задач, не может обойти проблематику разработанности методов, применяемых самой наукой исследований, а следом и методов их организации. Наука выработала множество методов, и это объясняется разнообразием решаемых задач, спецификой наук и научного творчества. Однако надо учитывать и то требование, что методы научных исследований, способствующие развитию процесса познания на основе анализа фактов, эмпирических данных, реализуют при этом специальные приемы. Специфика сферы проведения исследований, безусловно, будет оказывать влияние на формирование используемых методов исследования. Более того, сами методы научно разрабатываются (требуют собственных научных обоснований) и в этом качестве способствуют формированию принципов, закономерностей и теорий, необходимых для разработки соответствующих проблем.

Систематизация научных исследований и оценка их эффективности
Научные исследования имеют в своей основе объективную необходимость, но инициируются с позиций различных форм востребованности. Науки нет, если не будет научных исследований и реализуемых ими результатов. Важным считаем акцент на том, что фрагментарность и эпизодичность проводимых научных исследований могут иметь место, но в целом методологией их является системность. Нами разделяется позиция многих ученых, которые считают задачей методологии достижение на основе научных исследований системных решений. Задачи применения методологии в научных исследованиях заключаются (так должно быть) в обеспечении системности проведения самих научных исследований и таким образом формирования новых знаний о предметах и объектах, которые изучаются.
Принципы, методы, правила и нормы, как правило, находят соответствующее обоснование в ходе проводимых исследований. В свою очередь важно, что применяемые методологии научных исследований ориентируются на последовательность рассмотрения изучаемых объектов, выявление множества факторов воздействия на них, раскрытие функциональных особенностей, через которые научное познание проникает в целостные представления как о предмете, так и объекте.
Системный анализ и оценка исследуемого предмета и объекта, на наш взгляд, не будут полноценными, если познание ограничится простыми объяснениями состояния объектов (различные характеристики), пояснениями отдельных явлений, их фиксацией. Научные исследования тем и отличаются, что требуют создания теории относительно того объекта и предмета, которые включаются в познавательный процесс. Теория с греческого переводится как рассмотрение, исследование. В таком качестве теорию можно оценить как содержательное истолкование предмета и объекта, исследуемых в разных направлениях.
Разумеется, научно сформулированная теория не есть обыденное разъяснение чего-либо (реально в природе и обществе). Она – обобщенное знание, отражающее происходящее на практике, выраженное на основе различных идей и принципов. Наука и научные исследования так и формируются. Существенно важно при этом, что теории формируются, развиваются, применяются и проверяются систематически всем тем, что происходит на практике. Границы теоретических обобщений (обобщенные знания) ограничиваются реальной практикой, а она постоянно и системно (все взаимосвязано) находится в развитии. В такой системности развивающихся событий и процессов научные методы познания находят свое весомое место.
По своей природе человеческая мыслительная деятельность противоречива и это объясняется многими составляющими: индивидуальность восприятия исследователями происходящего, неравномерность происходящих событий и процессов, применяемые правила в познании действительности и т. д. Научная мыслительная деятельность способна к расширению знаний, она имеет значительную мобильность и силу концентрации на возникающих проблемах. Способности более глубокого проникновения в сущностные и функциональные характеристики исследуемых проблем, как правило, позволяют раскрывать системно характеристики познаваемого предмета и объекта. Тем самым к людям (в широком смысле) приходит понимание развивающихся процессов и отношений не в простых измерениях, а в самых сложных.
Конечно, возникает проблематика оценки самих научных усилий в организации исследований, затрат на эти цели и их эффективности. Реализуемость результатов научных исследований происходит в двоякой форме и этого игнорировать нельзя. Во-первых, происходит аккумуляция добытых знаний в качестве мыслительных способностей людей в теориях. Во-вторых, вырабатываются способности превращать теоретические знания в принятие прикладных решений. Создание любой теории (настоящей) требует огромных усилий и чрезвычайно значимо, но и знания прикладных возможностей ее реализации находят научное воплощение. Не следует отрицать реальный смысл понятия «прикладная наука», также как и «эмпирические знания теории». В общей жизненной практике человечества не все открытия были научными, т. е. результатом научных исследований. Обыденные формы изобретательства, важны и значимы: те кто много изобретает, конечно, делает больше открытий. Известны и гении-изобретатели. И, тем не менее, мощнейший прогресс человеческой жизни, безусловно, связан с развитием науки и научными открытиями.
Н. Х. ТОКАЕВ,
доктор экономических наук,
профессор

Комментарии

Комментарии к данной статье отсутствуют

Добавить свой комментарий

Ваше имя:
Код:
Комментарий: